Секты в законе. Почему они вольготно чувствуют себя в республике?
Татарстан, 29 мая, АиФ-Казань.
Из офицеров в проповедники
…Мой знакомый Дмитрий З. окончил Казанское артиллерийское училище. Послужил несколько лет родине. В переломные 90-е ушёл из армии, решив в корне поменять жизнь, и окунулся в коммерцию. Коммерсанта из него не вышло, а вот жизнь действительно поменялась: от Алексея ушла жена и пришла глухая депрессия. Через какое-то время мой знакомый вернулся к жизни. Сначала стал ярым адептом, а затем и одним из руководителей тогда ещё новой для Казани церкви «Краеугольный камень». Остаётся в ней и по сей день. Недавно я встретила его на остановке. «Что такая грустная?» - спросил меня бодрый Алексей. «Настроение плохое да ещё этот дождь!» - ответила я на банальный вопрос. Зато выпад моего знакомого оказался вовсе не банальным: «А все потому, что без бога живёшь, сатана тобой владеет! Вот здесь всё написано, вот с чем по жизни идти надо, тогда и настроение всегда будет прекрасным», - Алексей потряс передо мной свёртком, в котором оказалась Библия.
«Основная цель работы любой секты - вымогательство денег, - подчёркивает Дмитрий Хафизов, советник мэра Казани по вопросам религии. - Секта - тот же бизнес, та же «пирамида», в которой цель (обогащение) прикрывается какой-нибудь светлой идеей».
Рыба в «мутной» воде
Понятно, что Алексей, как и большинство так называемых сектантов, в такую церковь попал в трудный период жизни. Но почему не пошёл в традиционный храм, где смог бы найти утешение? «Традиционная церковь требует от человека работы над собой, там много ограничений. В секте же всё просто - от тебя требуется лишь безоговорочная вера в бога или очередного мессию, - говорит Владимир Менделевич, профессор, зав. кафедрой медицинской и общей психологии КГМУ.
- В традиционной церкви человек остаётся наедине с богом. Секта же привлекает тем, что у человека создаётся иллюзия большой и дружной семьи. Но есть один существенный фактор: церковь не меняет структуру личности человека. А в секте у него полностью меняется психологический портрет, что сказывается на всём образе жизни».
Появившись и расплодившись в Казани в 90-е годы, секты активно «размножаются» и сегодня. Помимо псевдохристианских, мусульманских и буддистских сект в Казани весьма популярен ещё один вид - биоэнергетические. «Повальное увлечение мистикой и эзотерикой ведёт к массовому изменению мышления людей в сторону шизофрении, - считает Владимир Менделевич. - Это не так безобидно, как кажется: попавший к ним человек становится крайне иррациональным, а это и является началом психического заболевания. Кстати, различные тренинги (например, личностного роста), появившиеся в последние годы и активно втягивающие людей, также своего рода биоэнергетические секты, т.к. там людям меняют психику. Это также деструктивное направление».
Опасные и навязчивые
Понятие «секта» сейчас выходит из обихода. Деструктивные общества именуют «новыми религиозными движениями», которые ведут себя в республике весьма агрессивно. В 2012 году на трассе Казань - Зеленодольск взорвалась легковая машина. В ней погибли три человека, на месте была обнаружена взрывчатка. Один из погибших оказался членом запрещённой организации «Джамат Таблиг». Запретили это движение в 2009 г., но, по нашим данным, её центр до сих пор действует в пос. Северный, а его приверженцы по-прежнему ходят по Казани и окрестностям, вербуя новых адептов. «Эта организация пришла к нам из Пакистана, главная задача её членов - множить свои ряды, заманивая людей в мечеть. Сами джимаатцы живут подаянием, ночуют прямо в мечети - и обращают татарстанцев в «истинную веру». Вычислить их легко - адепты носят пакистанскую, в пол, одежду», - рассказывает Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра Российского института стратегических исследований.
- Впрочем, единого мнения, что считать сектой, а что нет, не существует. По словам и.о. старшего помощника прокурора РТ Сайяра Зиятдинова, сектой можно назвать лишь религиозную группу «файзрахманистов», тогда как приход «Аль-Ихлас» (закрытый на прошлой неделе по иску прокуратуры РТ) под понятие секты не подпадает.
Силовики накрыли файзрахманистов в прошлом году, уже после июльских терактов, 16 лет (!) власти ими не интересовались, несмотря на многочисленные публикации в СМИ. Даже сейчас, после того, как оттуда изъяли детей (они не ходили в школу, не получали медпомощи), эта секта продолжает действовать, утверждает Сулейманов. Деструктивным направлением он считает и «Свидетелей Иеговы», которые прочно осели в Казани: «Иеговистов не стоит воспринимать так же, как ваххабитов. Они не несут видимой угрозы и, в основном, занимаются агитацией, раздавая брошюры. И у них это получается. Сейчас они активно ездят по районам Татарстана и там находят будущих последователей.
Мнение церкви

Александр Павлов - Никого нельзя бездока-зательно называть сектой – могут подать в суд за клевету. А прямых доказательств, как правило, нет. Говорить о степени агрессивности той или иной общины сложно – незарегистрированные и, возможно, тоталитарные секты действуют подпольно. Пока агрессивность легальных организаций проявляется лишь в излишней навязчивости: последователи христианских и неопротестантских учений ходят по домам, пристают на улицах, предлагая различную литературу. Но их можно проигнорировать.
Деструктивность этого направления заключается в опасности, в первую очередь, для детей: им категорически запрещено делать переливание крови: в 2000 г. в ДРКБ из-за этого умер ребёнок. Новые религиозные движения характеризуются тем, что изменяют личность человека, зачастую призывают отказываться от государственных интересов, меняют гражданскую позицию. Этим и представляют опасность для общества и государства».
Запретить нельзя оставить
С сектами бороться нелегко. Прежде всего, потому, что они… законны. «Пока в России секты невозможно запретить законодательно. Сделать это может лишь суд, который докажет, что её организаторы нанесли вред человеку или сам гражданин обратится с заявлением в полицию как пострадавший от действий этой секты, - поясняет Дмитрий Хафизов. - К тому же обычно секты регистрируются под видом общественной организации с нейтральным названием. Им нельзя отказать в регистрации. Должно пройти время, чтобы деятельность такой организации вызвала вопросы со стороны соответствующих органов. У нас в республике нет больших перекосов в сторону сектантства, но вынужден признать, что секты постепенно завоёвывают позиции. Но есть и позитивный момент - из сект, как правило, быстро уходят». «Из деструктивной секты уйти трудно, - не согласен В. Менделевич. - Даже если человек осознал, что его обманули, так просто его не отпустят. И иногда руководители не ограничиваются просто угрозами расправы с бунтарём или его близкими. У них ведь на этом простроен бизнес, им нельзя терять своих последователей. Приход в секту - личное дело каждого взрослого человека. Но когда в эти течения втягивают детей, это уже становится делом государственным». Неслучайно после июльских терактов в декабре 2012 г. депутаты Госсовета РТ внесли в Госдуму РФ законопроект, направленный на усложнение процедуры регистрации некоммерческих организаций, в частности, религиозных. Законопроект был разработан для обеспечения защиты граждан от роста числа сектантских организаций. В феврале этого года он принят в первом чтении.
АиФ-Казань Из истории вопроса
В основе любого культа лежит не Священное Писание, а учение его основателя и беспрекословное подчинение ему всех членов организации.
Самые известные культы в Татарстане:
«Краеугольный камень». Община с авторитарным управлением и структурой руководства в виде пирамиды.
«Свидетели Иеговы». В 2000 г. в ДРКБ погибает ребенок, его родители - Свидетели Иеговы - запретили перелить ему кровь, т. к. их учение это запрещает. В РТ зарегистрировано 5 общин течения.
Сайентологи. В Закамье РТ в начале 90-х стремительно развивается сайентология, открываются Хаббард-колледжи. Обучение в них прошли многие топ-менеджеры предприятий Закамья. В 2008 г. течение реанимировалось в Казани под названием «Церковь сайентологии».
Общество сознания Кришны. Организация зарегистрировалась в Казани в 1991 году. Центр расположен в пос. Юдино. Проводят богослужения на дому, ведут агитационную работу, в основном, среди молодёжи.
Материалы по теме
Читайте другие материалы рубрики «События»
Оставить комментарий
Условия передачи материалов
1. Настоящие Правила регламентируют отношения между ЗАО «Аргументы и Факты» (далее Издание) и лицом (далее - Пользователь), предоставившим изданию фото, видео материалы (далее – Материалы).
2. Передача Материалов Изданию и размещение их на сайте aif.ru (далее - Сайт) становится возможным для Пользователя после выражения согласия с условиями настоящих Правил и заполнения пунктов в специальной форме.
3. Предоставляя экземпляры Материалов Изданию, каждый Пользователь тем самым:
1. гарантирует, что является автором Материалов и обладателем исключительного права на них, подтверждает, что права на использование Материалов, включая права на воспроизведение, распространение, публичный показ, трансляцию на страницах Издания в социальных сетях, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения, не переданы третьим лицам.
2. дает полное и безотзывное согласие на размещение Материалов на Сайте;
3. соглашается с тем, что он несет полную ответственность в отношении Материалов, размещенных на Сайте;
4. отказывается от любых видов авторского вознаграждения за использование Материалов Изданием в соответствии с настоящими Правилами.
4. Пользователь несет ответственность, предусмотренную российским законодательством, за нарушение интеллектуальных прав третьих лиц.
5. Пользователь подтверждает свое согласие на обработку предоставленных Изданием его персональных данных. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Издание гарантирует конфиденциальность информации, указанной Пользователем. Указанная информация не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
6. В случае предъявления третьими лицами любых претензий к Изданию, связанных с размещением на Сайте Материалов, а также с использованием Изданием Материалов, предоставленных в соответствии с настоящими Правилами, Пользователь обязуется своими силами и за свой счет урегулировать указанные претензии с третьими лицами, а Издание оставляет за собой право изъять Материалы из свободного доступа до такого урегулирования.
7. Издание не несет ответственность за содержание Материалов и за соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации, за нарушение авторских прав, использование товарных знаков, наименований фирм и их логотипов, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте.
8. Материалы не должны содержать никаких незаконных элементов, способствовать разжиганию религиозной, расовой или межнациональной розни, содержать сцены насилия, либо бесчеловечного обращения с животными, носить непристойный или оскорбительный характер, содержать рекламу наркотических средств, нарушать права несовершеннолетних лиц, носить порнографический характер, содержать коммерческую рекламу в любом виде, а также наносить ущерб чести, достоинству и деловой репутации третьих лиц.
9. При размещении Материалов Издание указывает имя Пользователя, указанное Пользователем при предоставлении Материалов.
10. Издание вправе отказать в размещении Материалов без объяснения причин отказа, а также удалить Материалы по своему усмотрению, если их содержание противоречит нормам этики и морали, не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и противоречит требованиям настоящих Правил.
11. Издание не несет ответственность за полную или частичную утрату Материалов, предоставленных Пользователем.
12. Настоящие Правила могут быть изменены Изданием в одностороннем порядке без специального уведомления Пользователя.
Согласен с условиями